XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Билеты на балет «XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов Международный балетный конкурс

  • 05.05.2024

26 марта на Новой сцене Государственного академического Большого театра России состоится гала-концерт IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет». Учредители Конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая также является председателем оргкомитета конкурса.

Цель конкурса «Русский балет» – поддержка начинающих молодых российских исполнителей. В заочном региональном отборе приняли участие 34 участника из 11 регионов, к финалу же члены Оргкомитета конкурса допустили 27 из них, именно они поборются за призовые места.

В этом году в регламенте конкурса произошли изменения. Вместо трёх призовых мест жюри предстоит определить лауреатов первой, второй и третьей степеней в номинации «Классический танец» как среди юношей, так и среди девушек. Обладатель же главного приза конкурса – Гран-При получит статуэтку работы скульптора Ольги Горбачевой и право пройти стажировку в балетной труппе одного из четырёх ведущих театров Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, Фондом социально-культурных инициатив учреждены денежные призы и для хореографических училищ, представители которых займут призовые места.

В состав членов жюри конкурса вошли народные артистки России Диана Вишнёва и Марина Леонова, народные артисты СССР Михаил Лавровский и Вячеслав Гордеев, народный артист России Борис Эйфман и другие знаменитые мастера танца. Жюри конкурса возглавит выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович.

У вас есть возможность увидеть онлайн-трансляцию красоты танца в исполнении будущих звезд балета мировой величины! Ждем Вас на нашем сайте 26 марта в 18 часов!

Ежегодно в мире проводятся престижные балетные соревнования, хореографические конкурсы и профессиональные смотры. И одним из самых значимых по праву считается конкурс артистов балета и хореографов, проводимый в Москве в 13-й раз. 11 июня состоится Открытие международного конкурса, а чтобы увидеть торжественный концерт, заказывайте билеты на Конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте по привлекательным ценам. В 2017-м году турнир подходит под эгидой «Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

За долгие годы конкурс приобрел серьезный авторитет и незыблемую творческую репутацию. Он стал частью мирового балета, событием, на котором открываются новые имена, блистают перспективные артисты и демонстрируют свои таланты будущие звезды. Без долгих раздумий можно сказать, что всех участников этого события ждет блестящая карьера и покорение творческих вершин. Более 200 участников из 15 стран уже готовы к напряженной борьбе.
С 1973 года постоянным членом жюри является Юрий Григорович. Он возглавляет жюри, а также является художественным руководителем конкурса.

Можно не сомневаться, что все 10 дней конкурса превратятся в праздник для поклонников хореографии и балетного искусства. Запоминающийся поединок начинающих танцоров будет ярким и полным неожиданных моментов. Впереди - 10 насыщенных дней, а начать их нужно с гала-концерта открытия. Заказать билеты на XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте можно прямо сейчас.

Из истории московского международного конкурса артистов балета

I международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Нина Сорокина (СССР)
- Юрий Владимиров (СССР)
- Франческа Зюмбо (Франция)
- Патрис Барт (Франция)
- Малика Сабирова (СССР)
- Михаил Барышников (СССР)

II международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Надежда Павлова (СССР)

Золотые лауреаты:

Ампаро Брито Гонсалес (Республика Куба)
- Александр Годунов (СССР)
- Вячеслав Гордеев (СССР)

III международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Алла Михальченко (СССР)
- Нина Семизорова (СССР)
- Михаил Крапивин (СССР)
- Данило Радоевич (Австралия)

IV международный конкурс артистов балета
Москва, 1981 год, 11 - 26 июня,
Большой театр.

Гран-при:

Ирек Мухамедов (СССР)

Золотые лауреаты:

Алла Артюшкина-Ханиашвили (СССР)
- Маргарита Перкун-Бебезиче (СССР)
- Янис Пикиерис (Республика Венесуэла)

V международный конкурс артистов балета
Москва, 1985 год, 12 - 26 июня,
Большой театр.

Золотые лауреаты:

Хулио Бокка (Аргентина)
- Нина Ананиашвили (СССР)
- Марина Леонькина (СССР)
- Александр Ветров (СССР)
- Вадим Писарев (СССР)

VI международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Кристина Мак Дермот (Швейцария)
- Галина Степаненко (СССР)
- Владимир Малахов (СССР)

1993 г, VII международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

- Елена Князькова (Россия)

Бернар Курто де Бутейе (Франция)

Морихиро Ивато (Япония)

1997 г, VIII международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Андрей Баталов (Россия)

Золотые лауреаты:

Мария Александрова (Россия)

Чжань Цзянь (Китай)

Герман Корнехо (Аргентина)

Николай Цискариздзе (Россия)

2001 г, IX международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Оксана Кучерук (Россия)

Ван Циминь (Китай)

Пинто Тьяго Суареш (Бразилия)

Леонид Сарафанов (Украина)

2005 г, X международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Денис Матвиенко (Украина)

Золотые лауреаты:

Анастасия Матвиенкко (Украина)

Образцова Евгения (Россия)

Ищук Виктор (Украина)

Саленко Ярослав (Украина)

Ольга Лепешинская, председатель Организационного комитета II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

Галина Уланова, Председатель жюри Первого Международного конкурса артистов балета.
Юрий Григорович, Председатель жюри II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ

Юрий Григорович, выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хорео-графические работы - "Каменный цветок" С.Прокофьева и "Легенду о любви" А.Меликова. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского ба-летного искусства.
С 1964 года более 30 лет Юрий Григорович являлся главным ба-летмейстером Большого театра России. Это время наивысшего художест-венного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторите-та. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую ар-тистическую плеяду.
В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: "Щелкунчик" П.Чайковского (1966), "Спартак" А.Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С.Прокофьева, (1975), "Ангара" А.Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1979), "Золотой век" Д.Шостаковича (1982).
Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого - "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969) П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова (1984), "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Л.Минкуса, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) А.Адама.
Юрий Григорович осуществил также постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиаль-ных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортив-ной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980).
Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри междуна-родных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также Приза "Benois de la Danse" под па-тронажем ЮНЕСКО. С 1975 по 1989 гг. - президент Комитета танца Ме-ждународного института театра, в настоящее время его почетный президент.

МАРИНА СЕМЕНОВА
XI Международный конкурс артистов балета в Москве посвящён Марине Тимофеевне Семеновой, великой балерине XX века. Марина Семенова – легенда русского балета, выдающаяся танцовщица и столь же великий педагог, человек столетия в искусстве хореографии, чей талант вне времени.
Семенова родилась и училась, когда еще можно было увидеть на сцене спектакли императорского театра, получить из первых рук школу и традиции его классического танца, и до совсем недавнего времени репетировала со своими ученицами – звездами сегодняшней балетной сцены. Она была первой и любимой ученицей великого педагога, основательницы современной методики преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой. От нее балерина получила великолепную школу, став олицетворением новой эпохи исполнительского искусства. Своим появлением на сцене молодая Семенова не оставила никаких сомнений в жизнеспособности классического танца, переживавшего в то время кризис. Она лишила его манерности, придала естественность, оставив неприкасаемыми точность и виртуозность исполнения движений.
Семенова восхищала публику безупречной техникой, царственной осанкой и балеринским апломбом. В ее творчестве соединились традиции академичной ленинградской школы, московская яркость чувств и мощь собственного актерского дарования, способного завораживать публику в зале.
Семенова-педагог на протяжении полувека преподавала и оттачивала мастерство своих учениц – в Большом театре, в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), хореографическом училище. Она как никто умела увидеть и отшлифовать индивидуальность. Семеновские классы воспитывали выносливость, формировали безупречные позы и линии, прекрасно готовили к спектаклям. Среди ее учениц такие известные танцовщицы как М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, М.Кондратьева, Н.Тимофеева, Г.Степаненко.
Недавно Марина Тимофеевна Семенова отметила свой столетний юбилей.

Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

С 11 по 20 июня 2017 года в Москве, в Государственном академическом Большом театре России, будет проходить XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Нынешний,XIII конкурс проводится в год 90-летнего юбилея Юрия Николаевича Григоровича и предваряет Год Русского балета (2018) и 200-летия Мариуса Петипа.

Оргкомитет конкурса возглавила Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. По итогам заседания Оргкомитета были объявлены беспрецедентные за всю историю конкурса два Гран-При: 100 000$ США – в номинации «Артисты балета» и 100 000$ США – в номинации «Хореографы».

Главными событиями конкурса станут: 11.06, 18.00 – Пресс-конференция, посвященная открытию конкурса; 11.06, 19.00 – Торжественное открытие. Сюита из балетов в постановке Ю. Григоровича 18.06, 17.00 – Заседание X Генеральной юбилейной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов, работающей под эгидой ЮНЕСКО; 20.06, 18.00 – Церемония награждения лауреатов и гала-концерт победителей. Во время проведения конкурса планируется также Встреча со СМИ членов жюри и участников конкурса (о времени будет сообщено дополнительно). 17 апреля 2017 года завершился прием заявок на участие в конкурсе. Всего было подано 278заявок из 28 стран. По итогам а отборочного тура по видеозаписям к участию в конкурсе допущено 200 человек (170 участников в номинации «Артисты балета» и 30 участников в номинации «Хореографы») из 27 стран (Венесуэла, США, Украина, Бразилия, Южная Корея, Германия, Китай, Аргентина, Япония, Италия, Латвия, Армения, Куба, Кыргызстан, Финляндия, Португалия, Мексика, Таджикистан, Казахстан, Албания, Панама, Южная Африка, Великобритания, Швеция, Молдова, Канада, Россия. Участники из России представляют города – Москву, Воронеж, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Якутск, Красноярск, Уфу, Ижевск, Санкт-Петербург, Краснодар, Йошкар-Олу. Председатель жюри конкурса – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, хореограф Большого театра Юрий Григорович (Россия). Состав конкурсного жюри: народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова (Россия); народная артистка России, Прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова (Россия); Заслуженный артист России, и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев (России); народный артист России, ректор Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе(Россия); народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко Вадим Писарев (Украина); Прима-балерина и художественный руководитель балетной компании «International Ochi Ballet» Кумико Очи (Япония); лауреат международных премий, артист балета, балетмейстер Владимир Малахов (Австрия); Художественный руководитель театра the Liaoning Ballet Чу Цзидяао (КНР); народный артист СССР, балетмейстер, хореограф, педагог, член Совета Европы по культуре Валентин Елизарьев (Республика Беларусь); педагог-репетитор Королевского балета Фландрии Оливье Патэ (Франция); Художественный руководитель Королевского балета Швеции Йоханнес Охман (Швеция); Художественный руководитель Датского королевского балета Николай Хюббе (Дания); Художественный руководитель Национального балета Эстонии Эдур Томас Командор Ордена Британской империи; Президент жюри Международного балетного конкурса в Джексоне, хореограф, артист балета Джон Михан(США); Прима-балерина театра Ла Скала, руководитель Департамента Аттестации высшего хореографического образования в Италии Маргерита Парилла (Италия); Ответственный секретарь жюри – заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов (Россия). На XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов в качестве почётных гостей приглашены известные деятели мирового искусства хореографии из многих стран мира, среди которых Художественный руководитель Открытого Всеяпонского конкурса в Нагоя Соломаха Вадим (США); директор Международного конкурса балета в Сполетто Бонкомпани Паоло (Италия); Художественный руководитель Международного конкурса балета в Варне Димитрова Соня (Болгария), Директор Международного балетного конкурса в Лозанне Пауэр Шелли (Швейцария), президент Международного конкурса балета в Сеуле Пак Джо Кын (Южная Корея), Художественный руководитель «Youth America Grand Prix» в Нью-Йорке Савельева Лариса (США), Председатель совета директоров Международного балетного конкурса в Джексоне Кэрол Пакетт (США), а также также представители российских и зарубежных СМИ. Справка: Международный конкурс артистов балета был учреждён вслед за конкурсом П. И. Чайковского в 1969 году и в скором времени стал значимым явлением в мировом искусстве хореографии. Конкурс проводится раз в четыре года. У истоков его создания стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова – председатель жюри I Конкурса, Игорь Моисеев, возглавлявший его Оргкомитет, Ольга Лепешинская – Председатель Оргкомитета многих последующих конкурсов. С 1973 года бессменным Председателем жюри и Художественным руководителем конкурса является выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. Московский балетный конкурс (как ещё принято его называть) открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звёздами мирового балета второй половины XX и начала XXI вв. Среди них Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова и многие другие. За всю историю конкурса Гран-При были удостоены четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) – на II Конкурсе артистов балета в 1973 году; Ирек Мухамедов (СССР) – на IV Конкурсе артистов балета в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) – на VIII Конкурсе артистов балета в 1997 году; Денис Матвиенко (Украина) – на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005 году. В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бокка и другие представители балетной элиты мира. Московский конкурс трижды отдавал дань уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Московский конкурс артистов балета (1993) был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс артистов балета и хореографов (2001) проведен в честь великой Галины Улановой (с 2001 года в программу был включён конкурс хореографов); XI Конкурс (2009) – посвятили выдающейся русской балерине Марине Семеновой. В течение более полувека Московский конкурс лидирует среди международных состязаний подобного уровня и интерес к нему не иссякает. Общее количество участников за 12 прошедших конкурсов составляет 1198 человек. За всю историю в нем приняли участие представители из 35 стран мира.